Вторник, 24.04.2018, 05:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт ГКОУ РО Гуковской специальной школы - интернат №11


Меню сайта
Категории раздела
УЧИТЕЛЯ [23]
МАТЕРИАЛЫ УЧИТЕЛЙ
МЕРОПРИЯТИЯ [20]
ОТЧЕТЫ О МЕРОПРИЯТИЯХ
Наш опрос
Укажите, что вы ознакомлены с программами и учебными планами на 2017-2018 уч.год
Всего ответов: 1280
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2017 » Ноябрь » 13 » Методы человекосообразного обучения информатики и ИКТ при переходе на новые образовательные стандарты
13:09
Методы человекосообразного обучения информатики и ИКТ при переходе на новые образовательные стандарты

Методы человекосообразного обучения информатики и ИКТ при переходе на новые образовательные стандарты

Босова Ирина Николаевна (bosira1@rambler.ru), учитель информатики, ГКОУ РО Гуковская специальная школа – интернат №11, г.Гуково, Ростовской области.

Аннотация

В докладе рассматривается какие методы лучше использовать в преподавании информатики и ИКТ при переходе на новые образовательные стандарты.

Выпускники средних коррекционных школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для креативного развития учащихся.

В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся ;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Мои ученики многочисленно участвуют в конкурсах, олимпиадах Эйдос, я также принимала участие в дистанционном конкурсе «Учитель года», где познакомилась методикой А.В. Хуторского – человекосообразность. Думаю, что каждый человек с рождения хочет развиваться, просто он не всегда знает, как это делать, в силу обстоятельств или недостатка опыта.

А.В. Хуторской и его Научная школа отмечают, что у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Каждому человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней . К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, согласовывать с ними свои принципы и действия, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, вуза, региона, страны и т.п.

Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных и технических.

Целевые установки Научной школы: проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Человекосообразность – ключевой термин Научной школы А.В. Хуторского, идея о неисчерпаемых возможностях человека и образовании, как средстве реализации этих возможностей.

Научные дисциплины, в рамках которых рассматривается идея человекосообразности образования, это философия, педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, методики обучения, а также другие научные и практические области, в том числе и химия как наука и учебная дисциплина.

Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы в креативной образовательной среде. Данная среда предоставляет каждому обучающемуся возможность (самостоятельного или во взаимодействии с педагогом, выступающим в роли старшего товарища, партнёра) формирования индивидуализированной образовательной траектории. Содержание образования, способы общения в образовательной среде должны максимально подстраиваться под особенности конкретного человека, в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности, когнитивного стиля и ментального опыта каждого.

Согласно новым стандартам образования, изучение информатики и ИКТ должно обеспечить:

сформированность основ целостной научной картины мира;

создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне должно обеспечить:

сформированность представлений о месте информатики и ИКТ в современной научной картине мира; понимание роли информатики и ИКТ в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими информационными понятиями, теориям; уверенное пользование информационной терминологией;

владение основными методами научного познания, используемыми в информатике и ИКТ:сбор, обработка, передача и хранение информации, а также эксперимент; умение обрабатывать используя различные средства обработки информации и программное обеспечение (Линукс,Windows), объяснять результаты проектной деятельности и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

сформированность умения давать количественные оценки программированию задач на различных языках программирования(Лазарус, Паскаль);

владение правилами техники безопасности при работе на персональном компьютере.

сформированность собственной позиции по отношению к полученной информации, получаемой из сети Интернет.

Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне включает:

сформированность системы знаний об информатики и ИКТ;

сформированность умений исследовать, прогнозировать информационный процесс;

владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о сборе, обработке, передаче, хранении информации, формулируя цель исследования в создании проектов;

владение методами самостоятельного планирования и проведения экспериментов, соблюдая правила безопасной работы в компьютерном классе;

сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата (в создании алгоритма решения и программы на языках программирования );

сформированность умений прогнозировать, анализировать производственную деятельность человека, связанную с обработкой, передачей и хранением информации.

Согласно вышеизложенному, целесообразно изменить и саму методику преподавания по информатике и ИКТ.

Формами организации занятий по информатике и ИКТ, на мой взгляд, следует выбрать исследовательские проектные работы и работы по моделированию, проектированию.

Если пропустить все методы и формы обучения через призму человекосообразности, как основного принципа Научной школы А.В. Хуторского, и выделить основные компетенции, которые можно развивать в предметной области информатики и ИКТ, то получим следующий перечень:

Ключевые компетенции :

• Ценностно–смысловые - основные понятия информатики и ИКТ например: информация, информационные процессы;

• Общекультурные: формирование информационной культуры, понимание роли информатики и ИКТ в системе наук;

• Учебно–познавательные – исследовательская деятельность, создание проектов с социальной направленностью;

• Информационные – получение, обработка, передача, хранение информации;

• Коммуникативные – общение с тьюторами, учителем, учениками, учеными в процессе познания;

• Социально-трудовые – проектирование и моделирование, освоение основных навыков работы над проектом с социальной направленностью;

• Личного саморазвития – развития индивидуальных качеств в процессе обучения.

Образование - не набор учебных предметов, не количество отводимых на них часов, не передача знаний или опыта поколений (передать опыт, как и знания, вообще невозможно), не воспитание и обучение, а именно образовывание ученика, т.е. его развитие, становление, реализация заложенного потенциала.

Одним из заказчиков образования является школа. Любая школа – отдельный организм со своими ценностями, традициями, позициями и т.п. Поэтому каждая школа имеет право определять стандарты образования, которое оно обеспечивает у своих учеников. Разумеется, с учётом стандартов самих учеников, их родителей, а также вышестоящих инстанций.

Человекосообразность образования предполагает, что каждый человек имеет заложенный в нём потенциал и устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать этот потенциал. Сформулируем принцип человекосообразности: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к окружающему миру и самому себе. Миссия ученика в образовании – реализация не только индивидуального, личностного начала, но и общественного, общечеловеческого.

В этой идеологии выражаются и защищаются интересы, прежде всего, конкретного ученика, а также его учителя, образовательного учреждения, системы управления образованием, различных социальных и производственных организаций. Для каждого субъекта образования обозначаются социально-культурные цели, пути, способы их достижения.

На что мы опираемся в своих исследованиях? Перечислю основные положения научной школы человекосообразного образования:

• Человек – творец.

• Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.

• Человек потенциально равновелик миру, Вселенной.

• Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.

• Смысл образования человека – реализация его возможностей

Мы живем во времена нововведений, поэтому необходимо, чтобы ученик окончив школу был конкурентноспособным, и мог не только найти свое место в мире но и преуспеть.

 

Литература

Хуторской А. В. Человекосообразное обучение на уроке – цели и задачи эксперимента. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 12 июля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-1.htm.

Кречетников К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-10.htm.

Михеева С.А. О понятии "форма обучения". // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-5.htm.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Среднее (полное) общее образование. Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО. Москва 2011

Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 16 октября. http://www.eidos.ru/journal/2006/1016.htm.

 

Категория: УЧИТЕЛЯ | Просмотров: 36 | Добавил: Irina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2018